Главная » Регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним » Регистрация права собственности на недвижимое имущество » 1.6 Регистрация права собственности на самовольно произведенную перепланировку объекта недвижимого имущества

1.6 Регистрация права собственности на самовольно произведенную перепланировку объекта недвижимого имущества

Вместе с тем существенное отличие характеристик объекта (не только площади, но и этажности, материала стен) по правоустанавливающему документу и документу ОТИ (БТИ) неизбежно влечет вопрос о наличии права на него. Для решения вопроса необходимо дать оценку изменениям объекта вследствие строительных работ с точки зрения гражданского права. Что произошло с объектом: уничтожение существующего объекта (соответственно прекращение права на него (п. 1 ст. 235 ГК)) и создание нового объекта права либо изменение объекта без прекращения права на него? В зависимости от вида строительных работ возможны следующие варианты:

  • если строительные работы привели к созданию нового объекта, то необходима регистрация возникновения права на основании акта приемки в эксплуатацию;
  • если право на объект было зарегистрировано и произошло архитектурно-строительное изменение недвижимости (в том числе перепланировка, переоборудование помещений), в описание объекта в ЕГРП на основании нового технического плана ОТИ (БТИ) должны быть внесены изменения: указаны новые характеристики объекта, в том числе площадь, назначение. Правообладателю может быть выдано новое свидетельство о регистрации права;
  • если право не было зарегистрировано до проведения строительных работ, проводится его регистрация в ЕГРП на основании имеющихся правоустанавливающих документов. В ЕГРП и свидетельстве о регистрации права указываются новые характеристики объекта по паспорту ОТИ (БТИ) независимо от их значения в правоустанавливающем документе. Градостроительным кодексом установлено, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов (п. 13 ст. 1);

Реконструкция - изменение параметров объектов и их частей (высоты, этажности, площади, производственной мощности и пр. (п. 14 ст. 1)). Согласно ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. В соответствии с п. 9 Положения о техническом учете и инвентаризации техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте. Аналогично, в ст. 754 ГК под реконструкцией понимается обновление, перестройка, реставрация здания или сооружения, т.е. только изменение существующего объекта без его уничтожения (сноса). Согласно ст. 25 ЖК переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка - изменение конфигурации жилого помещения, также требующее внесения изменений в технический паспорт. 

Согласованные в установленном порядке переустройство и перепланировка завершаются актом приемочной комиссии, который направляется в орган по учету объектов недвижимости (ст. 28 ЖК). Отметим, что основаниями для внесения изменений в данные технического учета (инвентаризации) также являются перевод жилого помещения в нежилое и связанные с этим переустройство, перепланировка, иные строительные работы. Орган местного самоуправления принимает решение о переводе жилого помещения в нежилое и направляет правообладателю уведомление (ч. 4, 5 ст. 23 ЖК) по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502*(161). В уведомлении должно быть указано, требуются ли для перевода работы по переустройству и перепланировке. Если в уведомлении не указана необходимость переустройства, то данный документ подтверждает окончание перевода в нежилое помещение (ч. 7 ст. 23 ЖК). Если в уведомлении указана необходимость работ по переоборудованию и перепланировке, то окончание перевода подтверждает акт приемочной комиссии, сформированной органом местного самоуправления (ч. 9 ст. 23 ЖК). В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 18, п. 10 ст. 33 Закона о регистрации прав уточненные данные об объекте недвижимости вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании кадастрового паспорта с новыми данными об этом объекте. То есть для внесения в ЕГРП изменений о характеристиках объекта достаточно паспорта ОТИ (БТИ). В соответствии с законом представлять в регистрирующий орган разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, капитального ремонта, акты приемочных комиссий о завершении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений не требуется. Правилами ведения ЕГРП (п. 67) установлено, что в качестве изменений в ЕГРП вносятся сведения, которые не влекут за собой существенного изменения объекта недвижимого имущества, в частности, в случаях:

  • реконструкции или перепланировки (переустройства) без изменения внешних границ*(162);
  • изменения назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое);
  • изменения объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства;
  • изменения площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. Аналогично п. 24, 25 Методических рекомендаций ФРС по регистрации прав на вновь созданные объекты рекомендовано вносить изменения в случае, если в результате реконструкции объекта недвижимого имущества не меняются внешние границы этого объекта, его назначение, объем выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства. В остальных случаях реконструкции для государственной регистрации прав на реконструированный объект рекомендуется открывать новый раздел ЕГРП и закрывать раздел ЕГРП, связанный с ранее существовавшим объектом недвижимого имущества (в порядке ликвидации объекта).

Самовольные строительные работы.

В соответствии с приложением N 3 (рекомендательным) к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37*(163), в случае самовольных построек в домовладениях и несогласованных строительных работах в зданиях и помещениях в документах технического учета проставляются штампы: "На возведение или переоборудование (литера, квартира, комната) разрешение не предъявлено". Иные рекомендательные и нормативные акты, обязывающие ОТИ (БТИ) отмечать в планах недвижимости самовольные строительные работы, в том числе в "красных линиях", отсутствуют. Действия органа по регистрации в случае выявления самовольных строительных работ должны определяться тем, что произошло при этом - создание нового объекта или изменение характеристик существующего. Как установлено ст. 222 ГК, самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Если при строительных работах произошло уничтожение существующего объекта, а новый объект создан без надлежащих разрешений, он является самовольной постройкой. Если же объект претерпел только архитектурно-градостроительные изменения, то право собственности на него не прекратилось даже при отсутствии необходимых согласований строительных работ. Такой объект недопустимо признавать самовольной постройкой и лишать собственника прав на него. Бесспорно, самовольные строительные работы являются административным и жилищным правонарушением и влекут установленную законодательством ответственность. Так, согласно ст. 29 ЖК собственник самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения должен привести его в первоначальное состояние по требованию органа местного самоуправления. По решению суда помещение может быть сохранено в переустроенном (перепланированном) состоянии. При невыполнении требования органа местного самоуправления и отсутствии решения суда помещение подлежит продаже с публичных торгов. Но не согласованные в установленном порядке строительные работы в зданиях и помещениях не влекут прекращения имущественных прав и не должны препятствовать регистрации. Самовольное возведение вспомогательных построек и пристроек в домовладении также не влечет прекращения прав на основное строение - жилой дом. Поэтому отметки ОТИ (БТИ) в техническом паспорте домовладения о самовольных сараях, гаражах, верандах и пр. не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации прав на жилой дом. Таким образом, несоответствие площади здания (помещения) по правоустанавливающему документу и кадастровому (техническому) паспорту ОТИ (БТИ) вследствие уточнения результатов технической инвентаризации допускается и само по себе не должно препятствовать государственной регистрации прав на объект. В случае существенного расхождения площади (и иных параметров объекта) при правовой экспертизе должны быть исключены сомнения в индивидуализации объекта, в том, что в правоустанавливающем документе и плане ОТИ (БТИ) описан один и тот же объект, что не произошло уничтожения старого объекта (и прекращения права на него) и создания нового объекта. Поэтому в регистрации может быть отказано по причине отсутствия прав на объект, а не просто по причине несоответствия площади либо проведения несогласованных строительных работ. Как указано в п. 28 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, положения ст. 222 ГК распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. То есть признаком самовольной постройки при несогласованной реконструкции является создание нового объекта недвижимости. При этом в п. 29 Постановления указано, что положения ст. 222 ГК не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.